О Законности
„…явление богаче закона…” Ленин
         В свете бессознательных процессов в обществе Закон приобретает совсем иную окраску. Если в периоды сознательных процессов в обществе буква закона являлась центром, во круг которого принималось решение, то теперь каждый уголок Вселенной диктует свои правила поведения своему индивидууму, которого ведёт по жизни без права чьего либо вмешательства со стороны и невзирая на социальные ограни- чения.
         Исходя из этого, законодательство вынуждено будет опираться не на букву закона, а на базовые законы. Что бы разобраться в этом механизме следует начать с рассмотрения самой категории названной Закон.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Оний                                               

           ЗАКОН, категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи, между явлениями реального мира. 3акон  это «...внутренняя и необходимая связь между явлениями» (Маркс К., Капитал. М арке К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 333); «отражение существенного в движении универсума» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 137). Марксистская философия исходит из признания объективного характера Закона природы и общества. Люди не могут ни уничтожить, ни изменить или преобразовать Законы, действующие независимо от их воли и сознания: «Измениться в зависимости от исторически различных состояний общества может лишь форма, в которой эти Законы прокладывают себе путь» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 461). Целенаправленная деятельность людей опирается на знание и практическое использование Объективных Законов Мира и на анализ условий и форм их проявления. Изучив условия действия Закона, люди могут использовать его в своих интересах. В отличие от метафизического материализма, признающего лишь вечные и неизменные Законы природы и общества, диалектический материализм исходит из того, что существо, связи явлений, выражаемые в Законе, эволюционируют вместе с изменением и усложнением форм движения материи. Поскольку форма проявления 3акона определяется конкретными условиями их действия, постольку не существуют 3аконы, которые бы не зависели от условий места и времени. «Вечные законы природы,  подчёркивал Энгельс,  также превращаются все более и более в исторические законы» (там же, с. 553). Выступая как сущность по отношению к явлениям, 3акон обнаруживает свой диалектически противоречивый характер. С одной стороны, 3акон науки, как и любая другая абстракция, отражает природу, объективный мир «глубже, вернее, полнее» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 152); с другой стороны  «явление богаче закона» (там же, с. 137).
          На ранних ступенях развития науки устанавливаются основные эмпирические 3аконы, выражающие связи между чувственно наблюдаемыми свойствами вещей и явлений. Поэтому их иногда называют феноменологическими 3аконами, или Законами наблюдаемых явлений. К таким 3аконам относятся, например, закон Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля, которые выражают функциональную связь между давлением, объёмом и температурой так называемых идеальных газов. Однако эти 3аконы не объясняют, почему, например, объём газа обратно пропорционален давлению и прямо пропорционален температуре. Такое объяснение достигается с помощью теоретических 3аконов, которые раскрывают глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания, вводят теоретически, ненаблюдаемые объекты (в данном случае  молекулы и атомы). Теоретически 3аконы подтверждаются с помощью эмпирических 3аконов; последние, в свою очередь, могут быть поняты и объяснены на основе теоретических 3аконов. Прогресс научного познания сопровождается переходом от качества 3аконов к количеству 3аконов. Этот переход, связанный с возникновением экспериментального естествознания, позволил сформулировать количественные отношения между величинами, встречающимися в 3аконах, на точном языке математики; применить логико-математические методы для получения следствий из 3аконов; обеспечить более точное предсказание новых, ранее неизвестных явлений. С точки зрения точности предсказаний, различают
статистические и, динамические законы. Динамический 3акон абстрагируется от множества второстепенных и случайных факторов, его предсказания имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессах приходится иметь дело с взаимодействием множества случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определённую тенденцию, выражаемую статистическим 3аконом. Предсказания таких 3аконов имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием множества случайностей.
              3аконы науки, отображающие общие, инвариантные связи между явлениями, по своей логической структуре отличаются от отдельных фактов тем, что формулируются с помощью общих, а не единичных высказываний. При этом понятия (или термины), которые встречаются в так называемых н о м о л о г и ч е с к и х  высказываниях (то есть утверждениях о 3аконах), обладают различной степенью общности. В зависимости от сферы действия различают наиболее, общие (или универсальные), общие и специфические 3аконы. Часто выделяют также основные и не основные, фундаментальные и производные 3аконы. К универсальным 3аконам относятся 3аконы материалистической диалектики, а также такие фундаментальные 3аконы природы, как 3акон сохранения и превращения энергии, всемирного тяготения и некоторые другие. Все понятия в таких 3аконах имеют всеобщий характер и не содержат каких-либо частных констант. Специфические 3аконы относятся к той или иной форме движения материи либо более узкой сфере действительности. Например, 3аконы биологии характеризуют функционирование и развитие живых организмов, а 3аконы психологии  психическую жизнь человека. Среди специфических 3аконов выделяются 3аконы общественно-исторической деятельности людей. Хотя эта деятельность и связана с сознательными намерениями, целями и волей людей, тем не менее сами 3аконы общественного развития носят объективный характер.
         С позиций материалистической диалектики можно адекватно оценить роль качественных и количественных, эмпирических и теоретических, динамических и статистических 3аконов в познании мира. Так, количественные математические методы и основанные на них 3аконы оказываются эффективными именно потому, что опираются на глубокое знание качества явлений, благодаря чему и становится возможным выделить в них качественно однородное. 3аконы раскрывают степень постижения сущности исследуемых явлений, переход от постижения менее глубокой сущности к сущности более глубокой. Характеризуя этот процесс, В. И. Ленин указывал, что «закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или, вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира...» (там же, т. 29, с. 136). В свете диалектики становится возможным понять связь различных типов 3аконов, а также место 3аконов в рамках научной
теории. Теория, как концептуальная система, основывается на фундаментальных 3аконах соответствующей области исследования. Именно в рамках теории отдельные 3аконы находят своё объяснение, определяются границы их применения (см. также Закономерность общественная).
              Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 20, 21, 24; Л е н и н В. И., ПСС, т. 1, 18, 29; 3. Необходимость. Вероятность, [пер. с польск.], М., 1967; Голованов В.Н.,3. в системе науч. знания, М., 1970; Друянов Л. А., Место 3. в системе категорий материалистич. диалектики, М., 1981; Материалистич. диалектика как общая теория развития, кн. 14, М., 198287; Материалистич.диалектика. Краткий очерк теории, М., 19883.    ;   Г. И. Рузавин.

             ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ, закон общественный, объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений обществ, жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории. В домарксистской философии и социологии отдельные мыслители приходили к идее закономерного характера исторического процесса (Аристотель, идея детерминизма в истории Бодена, теория исторического круговорота Вико, географический детерминизм Монтескье, Кондорсе, Гердер). Французский материализм, хотя и стоял в целом на идеалистических позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошёл к признанию закономерности общественной. В XIX в. проблемы закономерности общественной разрабатывались в трудах французских историков эпохи Реставрации (Тьерри, Минье, Гизо). Огромное значение для развития идеи закономерности общественной имели взгляды Гегеля, который, по выражению Ф. Энгельса, «...первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 13, с. 496). К пониманию закономерного характера истории подошёл Сен-Симон; теорию трёх стадий исторического развития выдвинул основатель позитивизма Кант.
             Научное решение вопроса о закономерности общественной было дано впервые Марксом и Энгельсом с позиций материалистического понимания истории. Выделение производственных отношений, как первичных и материальных, позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. Это было условием открытия закономерности общественной. Как установил марксизм, в общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций, т. е. законы определяют основную линию развития общества, не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений; именно через эти случайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу, как закон. Поэтому в истории имеют место, как динамические, так и статистические закономерности. В применении к массовым общественным, явлениям уместно говорить о статистической закономерности, допускающей индивидуальные отклонения, через которые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть общую линию исторического развития, то выражающая её общесоциологическая закономерность выступает, как динамическая. Критерием для выделения общего и повторяющегося в истории служит, прежде всего, понятие общественно-экономической формации. Марксизм отвергает неокантианское отрицание повторяемости в общественных явлениях и вместе с тем не абсолютизируется повторяемость. Наличие общих закономерностей общественных, предполагает своеобразие развития отдельных стран и народов, проходящих сходные этапы развития. Закономерный характер истории означает также поступательный характер её развития, связан с идеей прогресса.
            Открытие общественной закономерности позволило представить развитие общества, как естественного исторического процесса. Законы развития общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто внешнее по отношению к ней. Отвергая фатализм и волюнтаризм в решении вопроса о соотношении объективных законов истории и сознательной деятельности людей, марксизм исходит из того, что люди сами творят свою историю при материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих поколений, и определённых обстоятельствах. Но, опираясь на объективно существующую общественную закономерность, они находят в самой действительности источники и силы для её преобразования, т. е. действуют активно.
            В истории существуют законы различной степени общности: общесоциологические, проявляющиеся на всех этапах человеческой истории (закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил); действующие в определённой группе формаций (законы классовой борьбы в условиях антагонистических обществ); свойственные отдельным формациям (закон производства  прибавочной  стоимости  при  капитализме).
             Признание закономерности общественной в марксизме означает также и возможность её познания. По сравнению с познанием Законов Природы здесь имеет место ряд специфических черт, в частности познание общественной закономерности зависит от степени зрелости общественных отношений, оно в большей мере связано с интересами определённых классов. Познание законов общественного развития открывает возможность их использования в практической деятельности людей. В условиях антагонистических обществ использование общественной закономерности связано с борьбой классов. В социалистическом обществе возникают условия для сознательного использования объективных законов истории: здесь изменяется соотношение стихийности к сознательности в общественном развитии, возрастает возможность научного управления общественными процессами. Эта возможность используется для выработки научно обоснованной политики развития всех сфер общества, для предвидения тенденций и направления общественого, развития.
             М а р к с К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 820; его ж е, К критике политич. экономии, там же, т. 13; е г о ж е, [Письмо] П. В. Анненкову, 28 дек. 1846, там же, т. 27; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21, раздел 4; е г о же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 1632, 26796; его   же, [Письма] Ф. А. Ланге, 29 марта 1865.
                                                                                                                                                             (Философский энц. слов. 1989 г. стр. 194 - 195)
„…коренное население России всегда отличалось самодисциплиной,
поэтому для него процессы саморегулирования очень важны”
Оний