Словарь
        1ведическая религия (от санскрит. веда - знание, ведение) - совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском (ведийском) языке, созданных примерно с середины II тысячелетия до н.э. до VI века до н.э. Название «веды» относится равным образом к знанию вообще, как особой сфере умозрения, из которого позднее выделились отдельные науки, философия и теология.
               
2синтоизм (от японского синто - путь «учение» богов), религия, сложившаяся в Японии (наряду с буддизмом).
           
3маздеизм (от имени верховного божества Ахурамазды) - распространённое название ряда древне-иранских религий с первых веков I тыс. до н.э. на терри- тории Западного Ирана, Афганистана, Средней Азии. (БСЭ т. 15 стр. 212).
           
4фетиш (франц. fetiche от португ. feitico - колдовство, амулет), неодушевлённый предмет, наделённый, в представлении верующих сверхъестественными свойствами и поэтому служащий объектом религиозного культа.
      5анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование душ и духов, т.е. сверхъестественных, сверхчувствительных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе силами, управляющими всеми явлениями и предметами, включая и человека.
      
6асуры (обладающие жизненной силой) - в ведийской и индуистской мифологии. Класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя (подразу- мевается сила Нептуна - тайная сила). В более поздних литературных источниках представлены высшим классом демонов, противостоящих богам.
         
7брахманы - обозначение известной категории, касты брахманов - жрецов,  так же своего рода комментарии к текстам «веды» с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всего - жертвоприношений. (Мифологический словарь. Москва 1991 г. стр. 100).
        
8майя - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на территории юго-вост. Мексики, Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации майя тесно связано с ольмекской культурой в Мексике.
         
9ольмеки - небольшая группа племён, предположительно жившая от XV до VIII века до н.э. на территории современных городов Мексики - Веракрус, Табаско, Герреро. Они одними из первых в Америке достигли ступени классового общества. Культовые сооружения были ещё примитивны, однако их культура оказала влияние на культуру соседних индейских племён. Для ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а так же мозаичная вымостка ритуальных площадок. Скульптура отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения, сочетание весомости обобщённых объёмов с поразительной жизненностью моделировки. Колоссальные базальтовые головы выражали внутреннее напряжение.  
             
10сапотеки - индейский народ в Мексике, создавший высокую своеобразную культуру (древнейшие памятники X век до н.э.). Пе- риод расцвета культуры относится к II - V векам н.э. Они строили храмы на пирамидальных основаниях, дворцы, сооружения для ри- туальной игры в мяч, «обсерватории» для астрономических наблюдений.
          11тольтеки - индейский народ языковой группы науатль. В VIII веке н.э. вторглись с севера в Центральную Мексику и в IX веке н.э. создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики. В X веке н.э. военные отряды подчинили отдельные группы майя на Юкатане (долина в Центр. Мексике) и горной Гватемале, где находились крупные города. Влияние тольтеков прекратилось после нашествия науа и ацтеков.
          12
науа - собирательное обозначение родственных по языку индейских племён: тепанеки, аколуа, чалька, тлаш-кальтеки, ацтеки и др. Их продвижение с севера на юг, из юго-западных районов Северной Америки происходило в течение многих веков, начиная с рубежа н.э.
            13
ацтеки - наиболее крупная индейская народность науа. В XII веке н.э. воинственные ацтеки вторглись в долину Мехико и обосновались в ней. На культуру ацтеков, значительное влияние, оказала культура местных народов: майя, тольтеков и сапотеков.
       14
города майя - действительно, в первой половине IX века планеты расположились в Зодиаке с чётким указанием на миграцию. Этой дате в течение нескольких лет предшествовали события на разных континентах, связанные с миграцией племён, восстаниями народов, ожесточённой борьбой за независимость. В Европе норманны-грабители превратились в страшный бич для соседствующих скандинавских стран. Византийская империя ослабла от внутренних волнений и вынуждена была предоставить свободу Болгарскому государству, постепенно стихали восстания, прокатившиеся по Средней Азии, от Хорезма до Памира и т.д. То есть возникли внутренние проблемы, прежде всего в сознании людей, не желавших более быть ущемлёнными.
         15
волхвы - жрецы в Древней Руси. Им приписывалось влияние на силы природы и предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописях в 912 г. в связи с предсказанием киевскому князю Олегу смерть. С распространением христианства подвергались гонениям. В XI в. возглавляли восстание в Суздале, Киеве, Белозере и других городах (на самом деле насильственное крещение не воспринималось народом, ломка культурных основ была противоестественна. Волхвы были обречены и на них списали все грехи жестоких перемен. Прим. авт.).
      16
семиты - термин, введённый в науку немецкими учёными А.Л. Шлёцером и И.Г. Эйхгорном для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта. Почерпнут из Ветхого завета, где ряд народов объединён под общим названием «сыны Сима».
       17
табуировано (от полинезийск. табу) - распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхестествен- ными силами. Возникновение запретов связано, по-видимому, с потребностями формировавшегося человеческого общества подчинить поведение индивидуума интересам коллектива. (БСЭ т. 25 стр. 162).
          18
ханаанейцы - древние семитские племена, отличались племенной пестротой (амореи, угаритяне, кениты, моавитяне), но говорившие на одном диалекте.
        19
лввиты (древнееврей.) - служители религиозного культа у древних евреев. Потомки племени леви были жрецами древне-еврейских, периферийных святилищ, а в культе центрального храма Яхве, в Иерусалиме, играли второстепенную роль.  
          20
разделение на северное и южное царство - первые исторические факты образования государств (Израильско-Иудейское царство 973 - 928 годы до н.э. просуществовало 45 лет, майя-тольтекское государство - ещё меньше) показали, что появляются силы ограничивающие свободы людей. И не все части государства могли выдержать эти ограничения. Админис- тративный центр непреднамеренно влияет на другие социальные центры государственного образования в соответствии с определённой закономерностью, например: находящийся от административного центра севернее - работоспособнее и сильнее, но культура его ограниченная; кто южнее - тот слабее, но чувствительнее и культура его разносторонней и тоньше, но он болезненно реагирует на управление. Впоследствии эти закономерности выразились в восьмиконечной звезде. Север - 120°, юг - 60°, восток - 150°, запад - 30°, северо-восток - 180°, юго-восток - 90°, юго-запад - 135°, северо-запад - 45°.   
               21обрезание - обряд удаления (обрезывания) крайней плоти мужского члена. Обычай возник в первобытном обществе, когда при переходе юношей в группу взрослых мужчин над ними совершали посвятительные обряды, сообщали им племенные предания и подвергали различным физическим испытаниям (голод, надрезы кожи, выбивание и выпиливание зубов и т.п.). Обряд сохранился в странах, исповедующих иудаизм и ислам (расположены в зодиакальном пространстве Тельца) в целях гигиены и предотвращения фимоза41.
    В странах с буддийской религией имел место обряд, совершаемый специально подобранными жрецами, обязанностью которых было право первой брачной ночи с невестой (не всякий, даже мужчина, способен был разрушить девственность естественным образом). Индия, Монголия, Западный Китай находятся зодиакальном пространстве ­. Это влияло на плотность девственной плевы (находится под управлением Венеры). В храме г. Улан-Батор (Монголия) есть ритуальный постамент, с помощью которого осуществляется этот обряд.
     22ассирийское государство - древнее государство на территории современного Ирака. К 2000 г. до н.э. основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. Играло роль посредника в транзитной торговле между Вавилонией и Малой Азией. В XVIII веке до н.э. подчинялось Вавилонскому царству, а в конце XV - начале XIV веков до н.э. достигла расцвета и подчинила своему влиянию Вавилонское царство. (БСЭ т.2 стр. 328).
      23вавилонское царство - в древности город в северной части Двуречья на берегу Евфрата (территория совре- менного Ирака) впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (III тысячелетие до н.э.). Являлся крупнейшим политическим, культурным и хозяйственным центром всей Передней Азии с 1894 - 1595 год до н.э. Окончательно утратило независимость в 539 году до н.э. (БСЭ т. 4 стр.)
         24самаритяне - этническая группа и религиозная секта, потомки переселенцев из Ассирии, смешавшихся с населением Израильского царства, покорённого в 722 - 721 г. до н.э. Ассирией. Из Библии признают только Пятикнижие в особой редакции. Священной считают гору Геризим (близ г. Наблус), где совершают жертвоприношения. С конца VI века до н.э. обострились религиозные и политические противоречия с иудеями. Периоды расцвета письменности IV и XIV века н.э. (БСЭ т 22 стр. 528).  
          25
завоевание эллинами - этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334 - 323 г. до н.э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н.э. подчинением Египта. (БСЭ т.30 стр. 142).
                  26
автохтонное население Древней Индии (греч. autochthones - коренные жители) - аборигены, возникшие в процессе эволюции в данной местности. (БСЭ т.1 стр. 172).
                 27
анимистические воззрения (от лат. anima, animus - душа, дух) - религиозные представления, основанные на вере в существование душ и духов, которые действуют во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека.
            28
тотемистические воззрения (от сев.-амер. индейцев оджибве от-отем - его род) - комплекс верований, религиозных культов, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей, животных, растений. Предмет культового почитания. (БСЭ т. 26 стр. 124). 
               29
арии - в древнейших памятниках индоиранских народов обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов. (БСЭ т.2 стр.192).
              30
парсы - члены одной из религиозных общин Индии и являются потомками зороастрийцев, пришедших из Ирана в VII - X веках н.э. после завоевания его арабами. Религия - зороастризм. В храмах парсы поклоняются огню, мёртвых не хоронят, а отдают на растерзание грифам (в так называемых башнях молчания), чтобы не осквернять священных для парсов стихий: огня, воды, воздуха и земли. Материальная зажиточность считается религиозной заслугой, поэтому большая часть парсов издавна занимается ростовщичеством, торговлей, банковской и предпринима- тельской деятельностью. Молодёжь начала отступать от древних брачных правил. (БСЭ т. 19 стр. 230).
                  31
гебры - приверженцы зороастризма в Иране, потомки персов, не принявших ислама после арабского завоевания Ирана в середине VII века (называют себя «бих динан - исповедующих хорошую веру»). Проживают в Иране, но часть переселилась в Индию, где их потомки называются парсами. (БСЭ т. 6 стр.174).
                  32
аскетизм (греч. asketes - упражняющийся, в чём либо; отшельник, монах) ограничение и подавление чувственных влечений, желаний (умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определённых социальных целей. Истоки аскетизма обнаруживаются уже в первобытном обществе и обуславливались суровыми условиями существования. Значительное развитие получил в восточных религиях. (БСЭ т. 2 стр. 318).
                  33
армяно-григорианская церковь - одна из древнейших христианских церквей. В Армении христианство начало распространяться в первые века н.э. В 301 г. провозглашено царём Тиридатом III государственной религией, отмежевавшись от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В отличие от католической и православной церквей признаёт у Христа божеское и человеческое начало в единстве, в единой природе. Центральный собор Эчмиадзин (близ Еревана), в IV веке превратился в сильную экономическую и идеологическую организацию. 
         34
коптская церковь - религиозное направление египтян, исповедующих христианство, и имевшее широкое распространение в Египте с V века н.э. до мусульманского завоевания (639 - 642 года н.э.). Учение, созданное в V веке в Византии константинопольским архимандритом Евтихием. Он ставил вопрос о соединении божественной и человеческой природы в Христе, отвергая (в соответствии с принципами стоиков) возможность смешения двух природ, они трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе божественным. (БСЭ т. 13 стр. 131, т. 16 стр. 539).
         35
целибат (лат. caelibatus - безбрачие мужчины, от caelebs - неженатый), обязательное безбрачие католического духовенства. В православной церкви безбрачие обязательно только для монашества. Протестантские церкви целибат отвергают. (БСЭ т. 28 стр. 473).
     Причина этого запрета глубоко лежит в принципе функционирования сознания человека. Было замечено, что люди, связанные с определёнными видами профессиональной деятельности (религиозная, политическая, и т.д.), в конце своей жизни страдали психическими расстройствами, более того, как правило, потомство в таких семьях несло отпечаток деградации.
     Особенностью работы сознания является необходимость концентрации и больших затрат жизненной энергии, что лишает необходимого потенциала для иннервационных
46 процессов организма и отдельных функций человеческого мозга. (Формирование сознания. Оний. В'Таний. Здоренко В. Ростов на Дону 1999 г. стр. 12). Вследствие деформации функций мозга, возникают устойчивые неадекватные реакции в нервной системе, формирующие неестественные влечения (лесбиянство, педерастия, малый кантус43, большой кантус44 и т.д.), характерное для периода возникновения религиозных структур, переходящее в наследственные признаки дегенерации (косоглазие, заячья губа, и т.д.). Необходимо отметить, что в прошлую эпоху Рыб эти явления носили прогрессирующий характер. (прим. авт.).
               36
лютеранство - одно из основных направлений протестантизма, возникшее в ходе Реформации XVI века. В лютеранстве были впервые сформулированы все основные положения протестантизма. (БСЭ т. 15 стр. 124).
             37
пиетизм (лат. pietas - благочестие), направление протестантизма конца XVII - XVIII веков, противоречиво связанное с просвещением и рационализмом. Выразилась как реакция на отвлечённость и догматическое окостенение протестантского (лютеранского) богословия. Пиетизм парадоксально совмещал сектантскую узость и большую смелость отдельных положений, стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства. По своим внутренним тенденциям тяготел к традиционной философской мистике, подчёркивая при этом значение практического переустройства жизни. (Филос. ЭС. Москва 1989 г.) 
                  38
теология (от греч. deos - бог и logos - слово, учение) - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенных в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. 
                  39
метапереход (греч. meta - между, после, через), переход на новый уровень, превращение в новое качество.
                  40
мегаполис (от греч. megas - большой и polis - город) - термин, обозначающий группу населённых пунктов. (БСЭ т. 15 стр. 550).
            41
фимоз - это стойкое сужение крайней плоти, вследствие хронического воспаления, мешающее свободному истечению семени во время полового акта. (Попул. Медиц. Энцикл. Стр. 639).
                 42
гонорея - венерическое заболевание.
         43
малый кантус - категория психического состояния, вызванного потребностью в напряжении физических, эмоциональных и духовных сил (вдохновение, радость, оргазм, садизм и т.д.).
       кантус, кант (лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосой песни, распространённой в России, Украине и Белоруссии в XVII - XVIII в. Первоначально канты создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях. Поэтика кантов шла не от народной песни.
                 44
большой кантус - категория психического состояния предсмертной радости (фанатизм, некоторые виды героических поступков, в том числе революционные побуждения).
                 45
гугеноты (франц. huguenots, от нем. Eidgenossen - союзники), кальвинисты (протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин) во Франции XVI - XVII века. Народные массы городов, выступавшие против феодальной и зарождавшейся капиталистической эксплуатации, часть родовитого дворянства и феодальной знати, городские верхи (главным образом, из городов южных и западных окраинных провинций), сопротивлявшиеся централизации, проводимой политикой абсолютизма. Борьба гугенотов с католиками вылилась в религиозные войны, по окончании которых гугеноты получили свободу вероисповедания (но католицизм остался господствующей религией). Великая французская революция уравняла гугенотов в правах с католиками. (БСЭ т. 7 стр.433).
                46
иннервация (лат. in - в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой. (БСЭ т. 10 стр. 286).
         47
восковая ригидность  (от лат. rigidus - жёсткий, твёрдый) - в физиологии, функциональное состояние скелетных мышц, пластического тонуса мышц, при котором они становятся воскоподобными. Конечностям при этом легко придать любое положение, которое они длительное время удерживают без изменения. Это явление характерно для особого состояния нервной системы. (БСЭ т. 22 стр. 88).
      В социальных структурах - это способность естественным образом, легко и своевременно изменять свои функции. (Прим. авт.)
    
48экзогамия (от экзо... и греч. gamos - брак), запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия), реже - локального (община) коллектива в эпоху первобытнообщинного строя (сохранялась и в более позднее время). Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 группы. Одни исследователи объясняют экзогамию необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.). Другие - стремлением расширить социальные контакты и завязать отношенияс др. коллективами (Э. Тайлор, A. M. Золотарёв, К. Леви-Строс). Третьи видят в экзогамии средство установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Холстов, Ю. И. Семёнов). (БСЭ т.29 стр.591 кол. 1759-1760).
             
49славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков и общностью происхождения. Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на запад, в бассейне р. Вислы, в Верхнем Поднестровье и до Среднего Поднепровья. На севере были германцы и балты, на востоке - западно-иранские племена (скифы и сарматы), на юге - фракийцы и иллирийцы. Большинство исследователей считают родиной славян область к востоку от р. Висла. (БСЭ т. 23 стр. 534).
              
50анты - (греч. Antai) название восточно-славянских племён в IV - VII веках н.э. применявшееся византийскими писателями (Прокопием, Иорданом, Агафи- ем, Менандром, Феофелактом и др.) VI - VII веков н.э. Впервые встречается в керченской надписи III века н.э. с этого времени у них складывается государство. В письменных источниках VI - VII веков н.э. упоминаются политические деятели: цари - Бож, Ардагаст, Пирогаст; вельможи - Идарий, Келагаст; полководцы - Хильбудий, Доброгаст; дипломат - Межамир и т.д. Анты занимали зону лесостепи между Днестром и Днепром и к западу от Днестра. (БСЭ т.2 стр. 111).
Антей - в греческой мифологии сын Посейдона и богини земли Геи. Жил в Ливии, был великаном и славился неуязвимостью, но только пока соприкасался с землёй.
           51
готы, готоны (лат. Gothi, Gothones), племена восточных германцев, близкие по языку северным германцам. В начале н.э. жили на южном побережье Балтийского моря и по нижней Висле. Передвигаясь с конца II века на юго-восток, достигли в первой половине III века Северного Причерноморья. Влияние более высокой культуры скифо-сарматских племён и городов Северного и Западного Причерноморья (захваченных готами около 260 г.) ускорило развитие готских племён. В союзе с другими племенами они совершали опустошительные вторжения в пределы Римской империи, вынужденной уступить им Дакию. (БСЭ т.7 стр. 187).
            
52Борей - это порывистый холодный ветер, обиталищем которого считалась Фракия. Фракия - горная область в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями, в 46 г. н.э. превращена в римскую провинцию с 395 г. в составе Византийской империи. В VI в. территория Фракии заселена славянами. БСЭ т. 27 стр. 612).
      
53Аполлон - в древне-греческой и древне-римской мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологических образов. Первоначально связывался с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства. Позднее стал отождествляться с богом Солнца (прозвище Феб от греч. phoibos - светлый, блистающий). Основными центрами культуры были Дидимы (М. Азия) и Дельфы на о. Делос. (БСЭ т.2 стр. 124).
                  54
гипербореи - гипотетическая цивилизация, проживавшая в суровом холодном краю. (Прим. авт.)
             55
феаки - в греческой мифологии обитатели сказочного острова Схерия. Отличались гостеприимством и исключительным мастерством в кораблевождении. Посейдон превратил их корабль с экипажем в скалу за то, что они помогли Одиссею попасть на родину незамеченным. 
            56
лотофаги - в греческой мифологии «поедатели лотоса» мирное племя, питающееся плодами лотоса. К их земле прибило бурей корабли Одиссея. Посланные разведчики были встречены лаской и угощением, сладко-медвяным лотосом. Отведав его, они позабыли обо всём и утратили желание вернуться на родину.
          57
Дельфы - (греч. Delphoi - лоно, обитель), древнегреческий город у подножия горы Парнас. Крупный религиозный центр, с храмом и оракулом бога Аполлона. В VII - VI веках до н.э. Дельфы приобрели роль обще-греческого святилища. С начала VI века до н.э. в нём проходили обще-греческие пифийские игры, на время которых в Греции устанавливалось священное перемирие и к нему стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. В Дельфах скапливались многочисленные дары - посвящения Аполлону и огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии, благодаря которым Дельфы стал крупным центром кредитно-ссудных операций. Роль Дельф стала ослабевать в конце V века до н.э. В 80-е годы I века до н.э. Дельфы были разграблены фракийскими и другими племенами. Деятельность оракула несколько оживилась во II веке н.э. (последние, известные обращения к оракулу относятся к III веку). Официально храм был закрыт римским императором Феодосием I около 390 г. н.э.
             58
Делос, Дилос (Delos) - остров в Эгейском море (в Средиземном море между Балканским п/островом, Малой Азией и о. Крит). Древнейшие поселения датируются 3000 лет до н.э. Являлся крупным религиозным центром Древней Греции; на склоне горы Кинф находился знаменитый храм Аполлона, который был центром Делосской амфиктионии (согласно преданиям, Делос - место рождения богов Аполлона и Артемиды). С 457 - 453 г. до н.э. Делос был центром «Делосского союза или Первого афинского морского союза». На Делосе хранилась союзная казна и происходили собрания членов союза. С IV до I века до н.э. Делос играл важную роль в международной торговле (центр работорговли) и основной пункт торговых и финансовых операций римских купцов на востоке. В связи с установлением новых торговых путей в I веке до н.э. он утратил своё значение. (БСЭ т. 8 стр. 63).
           
59Аид - Плутон или Гадес, в древне-греческой мифологии бог подземного мира и царства мёртвых (или царства теней - душ умерших). Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Аид или тартар, Эреб, у римлян Орк, также название самого царства мёртвых. (БСЭ т. 1 стр. 302).
                  
60Гелиос - (от греч. helios - Солнце), греческий бог Солнца, сын Гипериона, брат Селены и Эос (богини зари), в римском пантеоне богов ему соответствовал Соль. Греки считали, что днём Гелиос мчится по небу на золотой колеснице, запряжённой четвёркой коней, а ночью переплывает море в золотой ладье и отдыхает до восхода в своём дворце, на престоле из золотых камней, в окружении времён года, месяцев, дней, часов и др. атрибутов времени. Одним из мест культа Гелиоса был остров Родос, где, по преданию, жили семь его сыновей, один из которых был изгнан за братоубийство, бежал в Египет и там обучал египтян астрологии, как этого захотел Гелиос. Потомство Гелиоса отличалось дерзостным нравом (Фаэтон) и склонностью к колдовским хтоническим силам. (Астрологический энциклопедический словарь. Саплин А.Ю. стр. 121).
             61
титаны - в древне-греческой мифологии дети Урана и Геи; боги, побеждённые олимпийскими богами во главе с Зевсом и низвергнутые ими в Тартар (титаномахия). В позднейших мифах Титанов отождествляют с гигантами.
                  62
Алоада - государство, существовавшее с VII века н.э. до XVI века в южной части современного Судана (восточная Африка). Достигло расцвета в XI - XIII веках, потом подпало под власть арабов. Отличалось сильно развитым рабовладельческим укладом.
                  63
Лилит - злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии. Берёт начало ещё от шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат, Лили. В еврейской традиции она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Однако в иудейском быту Лилит особенно известна, как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев и изводит их (пьёт кровь новорождённых и высасывает мозг из костей и т. д.), но похищает и подменяет их. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Частично её сила заключена в изумруде. (Мифологический словарь. стр. 318. Москва 1991 г.)
         В социальных отношениях и структурах олицетворяет различные виды мздоимства: дань, оброк, взятки, налоги, бюрократическое законодательство и т. д. (Прим. авт.)
                    64
древляне - племенное объединение восточных славян, занимавшее в VI - X веках н.э. территорию полесья, Правобережной Украины, западнее полян. Город Малин, по преданию, резиденция князя Мала, главным городом был Искоростень (совр. г. Коростень). В 883 г. киевский князь Олег обложил древлян данью. В 907 г. они участвовали в походе на Византию с киевскими войсками. В 945 г. во время сбора дани киевский князь Игорь был убит. (БСЭ т. 8 стр. 488).
             65
дреговичи - (возможно, от дрягва, дрега - болото), племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья. В древности у них было своё «княжение» с главным городом Туровом на Припяти. В X веке земля древлян вошла в состав Киевской Руси. Северо-западная окраина земли древлян вошла в состав Полоцкого княжества. (БСЭ т. 8 стр. 491).
                   66
иннервация (лат. in - в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой. (БСЭ т. 10 стр. 286).
             67
ригидность (от лат. rigidus - жёсткий, твёрдый) в физиологии, функциональное состояние скелетных мышц, характеризующееся резким повышением их тонуса и сопротивляемостью деформирующим усилиям. Ригидность мышц возникает в результате изменений в характере нервных воздействий, постоянно испытываемых со стороны центральной и периферической нервной системы. (БСЭ т. 22 стр. 88).
             68
поляне - восточно-славянское племенное объединение, занимавшее лесостепные чернозёмные земли по обеим берегам Днепра от Любеча до Родни, а также по нижнему течению рек: Роси, Сулы, Стугны, Тетерева, Ирпеня, Десны и Припяти. Полянская земля находилась на стыке территорий различных восточно-славянских племён (древлян, радимичей, дреговичей, северян) и связывала их между собой посредством водных магистралей (путь „…из варяг в греки…”). Проживали малыми семьями в полуземлянках и жилищах наземного типа, носили домотканую одежду и скромные украшения, до принятия христианства покойников сжигали, а над останками возводили курганные насыпи. Плотность населения была высокой. В IX веке попали под власть Хазарского каганата и выплачивали дань. В средине IX века участвовали в победоносных походах на Византию под предводительством своих князей. Во второй половине IX века были захвачены новгородским князем Олегом, после чего стали ядром Древнерусского государства. Крупнейшими городами были Киев, Переяславль-Русский, Родня, Вышгород, Белгород, Канев и др. Уже в X веке термин «поляне» выходит из употребления (последнее упоминание в летописи под 944 г.) и заменяется термином «Русь». (БСЭ т. 20 стр. 327).
                    69
перенос административного центра - карта революции 1917 г. начавшаяся в Петрограде указывает на 8° Тельца (на этой долготе расположен г. Москва). И действительно не долго пришлось ждать, когда г. Москва станет столицей, хотя она продолжала оставаться второй столицей после г. Петербурга. (Историко-астрологический проспект г. Ростова на Дону Лемий Е.М. Оний, В'Таний 2000 г.)
          70
инцист - (лат. in - в, внутрь и kystis - пузырь), стремление к замкнутости. В органической жизни встречается такая форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием, защитной оболочки.
                     71
эксгибиционизм - (от лат. exhibitio - предъявление, выставление, демонстрация), половое извращение, проявляющееся в публичном обнажении половых органов с целью полового удов- летворения.