Демократия, в переводе с греческого (demos - народ, kratos - власть), означает народовластие. Необходимо добавить, что это еще и особый вид сознания. Принципиальной особенностью демократии, является стремление к расширению возможностей реализации человека в социуме. Процесс развития человечества неизбежно будет продолжаться в этом направлении. Естественная попытка государства управлять этим процессом приводит к расширению структур, что отягощает управление и делает его не эффективным, преимущественно из-за неизбежных потерь во времени. Чем больше административная территория, тем не эффективней централизованное управление. Сам собой напрашивается вывод о необходимости предоставления самоуправлению больших полномочий. Это соответственно влечет за собой ограничение центра, сокращение управляющих структур, как принципа государственного управления. Государство, как структура, имеет два уровня сознательного ведения дел в стране; низший - диктатура и высший - самоуправление. В принципе это два пути развития государственного образования, которые ведут к одной и той же цели, но с разными, не только энергозатратами, но и конечным итогом. Каждому времени присущи свои принципы сознания.
С очень далеких времен, когда образовался принцип совместного существования, возникла необходимость в вожаке. Со времен ведения организованных военных действий, получил жизнь функциональный фашизм, детищем которого стал государственный строй. Период существования гитлеризма проявил себя, как активный фашизм. Эта яркая форма стерилизации общества была обречена на распад, из-за ригидности идеологии государственного управления. Однако существуют и более мягкие формы совместной деятельности, как например коллективные формы труда, где сохраняется дисциплина и не ущемляется достоинство каждого члена коллектива, есть свободное право выделиться, для индивидуальной реализации своих возможностей. Что же комплексует любую структуру?
Во первых - руководство, иначе говоря, форма управления, исключающая инициативу снизу.
Во вторых - стремление к целостности, косности, которая отвергает процессы роста личности.
В третьих - стремление оказать преобладающее влияние на окружающий мир.