Возникает Род из "первобытного человеческого стада", вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита. В силу закона экзогамии48 Роды не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена. Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Рода. Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Родов, объединявшихся во фратрии.
Согласно одной из распространённых в науке точек зрения, родовое общество проходит последовательно два этапа развития - эпоху материнского и эпоху отцовского Рода. В материнском Роду производственные отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризовались коллективными трудом и потреблением, общеродовой собственностью на основные средства производства, равноправием сородичей в общественных делах. Таким образом, Род в это время был экономической и социальной ячейкой первобытного общества.
С развитием производительных сил совершается переход ко второму этапу родового строя - эпохе отцовского Рода.
У значительной части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья Рода, сохраняются преимущественно брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных Родов образуют соседскую общину. Складывается малая семья, как экономическая ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные территориальные объединения - сельские общины). Все эти изменения постепенно приводят к окончательному распаду родовых отношений, которые сменяются классовыми.
Однако различные родовые структуры часто сохраняются и после возникновения классового общества (в особенности у кочевых и горских народов - туарегов Сахары, туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе развития иерархия Рода, с господством одних Родов над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократической верхушки кочевых народов.
БСЭ том 22 стр. 156-157 кол. 456-457
Однако, сегодня мы наблюдаем, как, например, Ислам, приобретает всё большую популярность у Мировой общественности. В тоже время значительно снизилась популярность Социальных Культурных Ценностей. Их усиление, в эпоху Рыб, принизило значение Родовых Культурных Ценностей. Исходя из этого следует считать вывод о близком окончательном распаде родовых отношений ошибочным. В действительности же Родовые и Социальные Культурные Ценности являются составными частями одного целого - Культуры Цивилизации.