Приблизительно II тысячи лет назад в Центральной Америке народ, называемый майя8, начал оставлять следы или признаки своего присутствия. В обширной области, называемой археологами Мезоамерикой - Мексика и Центральная Америка (часть суши находящаяся в пределах от 18° - 25° сев. шир. и с 85° по 100° зап. дол. коментарий авт.) - майя предшествовали загадочные ольмеки9, следы которых обнаружены вдоль побережья Мексиканского залива и уходят, по меньшей мере, на IV тысячи лет в прошлое, и сапотеки10, из высокогорной Оахаки в Южной Мексике, которые основали свой крупный центр Монте Альбан ещё в 600 г. до н.э. (Фактор майя. Аргуэльес Х. г. Томск 1994).
ОЛЬМЕКСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики - Веракрус, Табаско, Герреро. Принадлежала неизвестному индейскому народу. Название даноусловно, по имени ольмеков - небольшой группы племён, живших на этой территории позже, в XI - XIV вв. Хронологические рамки Ольмекской культуры окончательно не выяснены. Начало её датируется разными исследователями от XV до VIII вв. до н. э., конец - от I в. до н. э. до III в. н. э. Хозяйство носителей Ольмекской культуры основывалось на подсечном земледелии и рыболовстве. Они одними из первых в Америке достигли ступени классового общества. Наиболее крупными религиозно-политическими центрами были Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес, Лагуна-де-лос-Серрос. Ольмекская культура оказала влияние на культуру соседних индейских народов. Судя по раскопкам в Ла-Венте и Сан-Лоренсо, культовые сооружения Ольмекской культуры были ещё сравнительно примитивны. Для Ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка ритуальных площадок. Скульптура Ольмекской культуры отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщённых объёмов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряжённых лиц (колоссальные базальтовые головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо). В рельефах на жертвенных алтарях-монолитах и стелах заметны несколько большие условность и стилизация. Мелкая пластика из голубовато-зелёного нефрита, серпентина, жадеита или керамическая отмечена экспрессией исполнения и гротескной остротой образов (статуэтки людей и божеств, ритуальные "топоры", каменные маски). Интересны обнаруженные в 1960-х гг. монументальные росписи в культовых пещерах. В изобразительном, искусстве Ольмекской культуры человек часто изображался с чертами ягуара, что связано с мифом о происхождении прародителя племени от ягуара и женщины. Лит.: Гуляев В. И., Древнейшие цивилизации Мезоамерики, М., 1972; Кинжалов Р. В., Опыт реконструкции мифологической системы ольмеков, М., 1973; Р а 1 а с i о s М. L., La cultura olmeca, Mexico, 1965. P. В. Кинжалов. САПОТЕКИ, индейский народ в Мексике. Живёт преимущественно в штате Оахака. Численность около 300 тыс. чел. (1970, оценка). Язык сапотеков относится к отомимиштеко-сапотекским языкам. По религии сапотеки формально католики, но сохраняют многие элементы традиционных верований. До появления европейцев в Америке у сапотеков уже существовало раннеклассовое общество; они создали высокую
своеобразную культуру (древнейшие памятники - X в. до н. э.). Период расцвета культуры сапотеки II - V вв. н. э. Сапотеки строили храмы на пирамидальных основаниях, дворцы, сооружения для ритуальной игры в мяч, "обсерватории" для астрономических наблюдений. Своеобразны склепы - зарытые в землю здания с богато украшенными фасадами. Рельефы изображают гротескные фигуры "танцоров" (VIII - IV вв. до н. э.), а позже - божества, правителей, жрецов, пленников и т. д. Фигурные керамические сосуды изображают пышно одетые сидящие фигуры с почти портретными лицами в богатых, сложных головных уборах или шлемах. Основные занятия современных сапотеков - сельское хозяйство (батраки на плантациях, мелкие арендаторы и др.), ремесло (в т. ч. изготовление сувениров для туристов); часть сапотеков - чернорабочие в США. Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959; С a s о A., Las estelas zapotecas, Мех., 1928. В Северной Америке к концу I тысячелетия н.э. северные племена стали мигрировать на юг континента. Сначала могущественное племя тольтеков11, а в XII веке воинствующие племена науа12 и ацтеков13.(БСЭ т. 16 стр. 21) У цивилизации майя (индейский народ в Мексике, на юге Северной Америки) в I тысячелетии н.э. были уже города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль,Копан,Чичен-Ица,Ушмаль и др. В IX веке большинство городов14было оставлено. В X веке на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Господствующий слой в обществе составляли
- военная знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). Майя имели иероглифическую письменность и обладали научными знаниями в области математики, медицины, астрономии („… с помощью уникальной математической системы они отслеживали ритмы и циклы планеты Земля…”. Аргуэльес Х.). Для определения сроков проведения сельскохозяйственных работ они пользовались детально разработанным солнечным календарём. Божества в религии майя отражали значение известных сил природы, но особенно почитались божества дождя и ветра. Храмы отличаются скромностью и помещаются на вершинах четырёхгранных, ступенчатых пирамид - стилобатах (храм Солнца в Паленке). Художественная обработка храмов получила развитие в VIII - IX веках, когда образовались местные школы. Воинственные племена науа и ацтеков в XII веке вторглись в долину Мехико и обосновались в ней. Их культура ассимилировалась с высоким уровнем культуры майя и тольтеков. В скульптурных произведениях преобладают устрашающая грандиозность и тяжеловесность статуй богов из базальта, полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин. (БСЭ т. 2 стр. 469) Освоение Америки европейцами не нарушило традиционной самостоятельности религий. Религия коренного населения не претерпела изменений от традиционного протестантского вероисповедания населения США. Католическая религия оказывает формальное влияние на мировоззрение современных индейцев в Мексике. (БСЭ т. 15 стр. 225)