Митра (от индоиран. «митра» - договор). В древних восточных религиях один из главных индоиранских богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности: митра - бог дневного света, податель жизни и прочее; в своей специфической функции - гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе, бог договора. Обычно выступал рядом с Солнцем (с которым Митра был отождествлён у некоторых иранских народов в более поздний период).
Митра почитался в государстве Митанни, в древнейшей Индии. Культ иранского Митры был представлен и в ряде других восточных религий (в нахо- дившихся под иранским влиянием областях Передней Азии), воспринял многие элементы этих религий.
В последние века до нашей эры возникла особая религия с культом Митры - митраизм. Она получила распространение в эллинистическом мире, с 1 века нашей эры - в Риме, со 2 века - по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространения митраизма сыграли социальные низы. Он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвящённых в него и сулил блаженную жизнь после смерти. В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвящённым мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и прочее. С конца 2 века римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покрови- тельствовали культу Митры. Во 2 - 4 веках митраизм был одним из главных соперников христианства, которое вместе с тем многое заимствовало из культа Митры. (БСЭ т. 16 стр. 337 кол. 999)
Последнее святилище Митраизма было разрушено на Руси в X веке н. э. Это был период, когда на Русь пришло Православие, и был уничтожен священный табун коней.