SpyLOG
Зороастризм
     Зороастризм - религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане до середины VI века до н.э., настоящее время у парсов30 в Индии и гебров31 в Иране. Вера в единого бога. Сущность религии в двух началах: добра и зла. Согласно учению, цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты). Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни; основные орудия в борьбе со злом - «добрая мысль», «доброе слово», «доброе
дело». Особое значение придаётся умножению благого, материального бытия (от разведения скота до предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. Зороастризму всегда был чужд аскетизм32.      
      
Зороастризм окончательно оформился, как господствующая религия, при Сасанидах (III - VII век). После арабского завоевания (VII век), в течение III - IV столетий зороастризм ещё играл значительную роль в Иране и соседних странах. Тогда же были написаны многие произведения литературы, в том числе обширная энциклопедия Зороастризма - Денкарт (IX век). С дальнейшим распространением Ислама многие последователи Зороастризма эмигрировали в Индию. (БСЭ т. 9 стр. 593).
     Заратуштра (авест.) или Зардушт (среднеиранс.) пророк и основатель иранской религии зороастризма. Достоверных сведений не сохранилось, но большинство учёных признают Заратуштру реальным лицом и относят деятельность пророка к X - VI веку до нашей эры. Время его жизни предположительно относят к периоду первой половине VI века до н.э. в областях Восточного Ирана. Первоначально он выступал с проповедью на родине, но не был признан своей «общиной»; согласно пехлевийским источникам (в «Гатах» сохранилась молитва-сетование, обращённая к Ахурамазде, - «Куда бежать?»), подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был покинуть родину. Его покровителем и последователем стал Виштаспа, способство- вавший распространению зороастризма в Иране. (БСЭ т.9 стр. 368).