SpyLOG
Иудаизм
      В XIII веке до н.э. часть западно-семитских16 кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от египетского фараона, в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа, бога племенного союза Яхве. Окончательно племенной союз, принявший название «Израиль» (бог сражается), сложился к XI веку до н.э. Поклонение Яхве (имя которого позже было табуировано17 и заменялось словом «господь») не исключало культы и других божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских18. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящён шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официально культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов19. После возникновения в конце XI века до н.э. Израильско-Иудейского царства, царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал, таким образом, основой официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев. При разделении царства20 в X веке до н.э. на северное, собственно Израильское, и южное - Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. В южном царстве продолжали официально существовать и другие места культа, как Яхве, так и других богов.
         В постепенном складывании Иудаизма, как догматической религии, важнейшую роль сыграло так называемое пророческое движение, развивавшееся с IX - VIII века до н.э. С VIII века до н.э. проповеди пророков записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали других богов. Возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве (первые якобы обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве - передать им власть над Палестиной). Внешним признаком «договора» было объявлено
обрезание21, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как ритуал инициации - принятия мальчика в общину воинов.
          Гибель в 722 г. до н.э. северного Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской22 осады (700 г. до н.э.) были использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского царства.
          В IX - VII веках до н.э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое прошлое израильтян, а также правовые и этические нормы в духе концепции «завета» и «ревнивого бога»; обряды и многие черты мифологического мировоззрения были восприняты из более ранних культовых традиций. В VIII - VII веках до н.э. пророки начинают отрицать само бытие других богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до V века до н.э. В 622 г. до н.э. была «открыта» рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков, которое с начала IV века до н.э. вошло в Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть священного писания (Библии).
        В 587 г. до н.э.
вавилонский23 царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил храм и переселил большую часть иудеев в Вавилонию. В период вавилонского плена на развитие иудаизма оказала влияние иранская религия.
        При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращённый в самоуправляющийся храмовый город (VI - V век до н.э.). Был построен новый «второй храм» Яхве, но в общину были приняты только те, кто побывал в плену, не принятые создали особую общину
самаритян24. Разделение усилилось после завоевания и выселения иудеев эллинами25. Возникли такие течения, как ессеи, развивавшие идеи аскетизма, а также христианство.
       Около 100 г. н.э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма. В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность.(БСЭ т. 11 стр. 54)